Соблюдение сроков доставки в I квартале оказалось в топе падения по сравнению с предыдущим периодом. Данный критерий был оценен респондентами на 54 балла по 100-балльной шкале. Наряду с оперативностью согласования заявок он потерял больше всего пунктов – 7.
Основные причины – нехватка тяги и локомотивных бригад, а также логистические сбои ввиду спецоперации на Украине. Некоторые респонденты, впрочем, отмечали, что больших нарушений не было и в целом все хорошо. «РЖД очень стараются уложиться в сроки. Но единичные случаи задержек, конечно, бывают. Самые критичные доходили до недели», – сообщил отправитель.
Также, по словам клиентов, здесь главное заполучить порожний вагон под погрузку, отправить его на станцию, а дальше как только будет погружен, он и поедет.
Большинство отправителей сообщали о своем недовольстве сроками доставки. Плюс если в IV квартале прошлого года тормозила сама организация перевозок, то теперь сюда добавился и фактор нехватки магистральной тяги. «Хотя в РЖД говорят, что магистральных локомотивов вроде бы достаточно, – говорит представитель металлургического сектора. – Есть проблемы с локомотивными бригадами. Но к подобным сбоям притерпелись. Поэтому и оценку не меняю. Поставил бы даже хуже».
«Если с порожняком задержки были на уровне 80–95% от ожидаемого объема, то опоздания с доставкой в I квартале мы оценили на уровне 35–40%», – подсчитал представитель автопрома. При этом в данном сегменте рынка сроки доставки крайне важны, они завязаны и на корпоративных клиентов-дилеров, что чревато штрафами, и на их покупательскую аудиторию – физических лиц.
Говоря о нарушениях сроков, отправители чаще всего упоминали Московскую и Юго-Восточную магистрали, хотя несоблюдение есть и на других направлениях и дорогах. «Такая ситуация началась в I квартале и продолжает наблюдаться сейчас. Мы везем грузы с востока на юг, проблемы возникают иногда и на этом направлении», – говорит респондент. Другой также добавил, что если еще в феврале нормативный срок доставки более-менее выполнялся, то сейчас практически ни одна отгрузка не происходит без нарушения нормативного срока. «За все 6 лет моей работы на этом месте я ни разу не сталкивался с тем, чтобы были бросания составов по инициативе администрации РЖД, – удивляется грузовладелец. – А сейчас каждую неделю какой-либо состав в груженом состоянии и идущий от нас бросается. Еще хуже, когда он бросается порожним. Тяги не хватает».
По словам многих респондентов, после 24 февраля соблюдение сроков стало вообще непредсказуемым. «Доставка задерживается на несколько дней – от 2 до 7. Речь идет о тех грузах, которые идут с юго-востока, а также из Брянска, Белгорода и т. д., все задерживается», – посетовал интервьюируемый.
Впрочем, грузовладельцев, в основном ориентированных на экспортные отправки, сроки доставки сейчас волнуют в меньшей степени. Приведем комментарий представителя одного из таких предприятий: «Пока мы в целом живем в режиме заморозки, так как с 5 марта движение в Финляндию остановлено, оно иногда приоткрывается и будет далее приоткрываться, но только для закрытия действующих контрактов до конца мая. Затем все останавливается. Плюс подпадают под арест вагоны, которые находятся в лизинге, уже на территории Финляндии. Какие уж тут сроки доставки».