«Российские железные дороги» приступили к расшивке одного из самых сложных участков Транссиба — перегона Слюдянка I — Слюдянка II Восточно-Сибирской железной дороги. На участке будет проложен третий путь, который разгрузит движение между станциями и ускорит проход составов по району со сложным рельефом.Движение тяжеловесных составов по отрезку осуществляется с использованием подталкивающих локомотивов. Строительство третьего главного пути позволит накапливать и возвращать электровозы сплотками по 5 единиц. Таким образом улучшится пропускная способность участка, появится возможность свободно возвращать одиночные локомотивы после их отцепки от состава, не занимая пути, по которым происходит основное движение.
На отрезке в два километра также будут построены железнодорожные мосты, очистные сооружения поверхностного стока и модульные здания.Опрошенные vgudok.com участники перевозочного процесса положительно оценили проект расширения Транссиба. В частности, в «Первой грузовой компании» сообщили, что приветствуют работы по расшивке инфраструктуры, однако рекомендуют РЖД рассмотреть и другие меры по обеспечению вывоза грузов на восток.
«Мы приветствуем любые инициативы, направленные на повышение пропускной способности сетевых участков, которые этого требуют. Развитие железнодорожной инфраструктуры в районе Слюдянки положительно скажется на скорости движения поездов. Один из ключевых вопросов, который хотелось бы рекомендовать к рассмотрению — предоставление достаточного количества локомотивов и их бригад, которые обеспечат вывоз растущего объёма грузов», — заявили в пресс-службе ПГК.Как рассказал vgudok.com президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин, участок Слюдянка I — Слюдянка II — важный отрезок Транссиба, по которому идёт практически 60% всего объёма, который следует через магистраль. «Если исходить из того, что в этом году надо выходить на 150 млн тонн, то порядка 90 млн из них проходят через Слюдянку. Соответственно, участок очень важный за счёт того, что он является одним из узких мест на Транссибе.
Появление третьего пути позволит увеличить пропускную способность участка и провозную способность всего направления.
За счёт того, что на этом участке работают толкачи (подталкивающие локомотивы), их возврат будет осуществляться с использованием третьего пути. Таким образом, количество ниток по двум другим путям будет увеличено для возможности пропуска грузовых поездов», — говорит эксперт. Появление третьего пути должно позитивно сказаться на объёмах перевозок, считает господин Иванкин. «В сегодняшних условиях выиграют все, поскольку у нас нет приоритетов. За счёт того, что введён дополнительный повышающий тариф на каменный уголь, скорее всего, в первую очередь расшивку узкого места на Транссибе оценят «химики». Чёрные металлурги также получат преференцию. В общем, все грузы, которые двигаются в направлении Транссиба, включая контейнерные перевозки, экспортные, импортные и транзитные, только выиграют от модернизации участка», — считает эксперт. Восточно-Сибирская железная дорога перед началом работ провела общественные слушания по вопросам экологии. Сделать это было необходимо, так как строительство будет проходить в границах Центральной экологической зоны Байкала. В РЖД заверили, что работы пройдут «в строгом соблюдении требований экологической безопасности и природоохранного законодательства» и при научном сопровождении специалистов Сибирского отделения Российской академии наук (РАН). В рамках соглашения с РЖД учёные наблюдают за ходом работ на всех этапах реализации проекта.«Взаимодействие со специалистами РАН позволит провести научный анализ воздействия на биологическое разнообразие во время строительства третьего пути, а также после ввода его в эксплуатацию. Это особенно важно, учитывая специфику инфраструктурного объекта, который расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», — сообщает пресс-служба Восточно-Сибирской железной дороги. Для круглосуточного контроля над состоянием окружающей среды в районе проведения работ, РЖД установили на стации Слюдянка системы мониторинга воздуха. Они представляют собой современные измерительные комплексы, в состав которых включены газоанализаторы для автоматического контроля загрязнения атмосферы и оборудование для сбора, обработки и передачи полученной информации о текущем состоянии окружающей среды. Если экологические нормативы превышаются, то принимаются меры. Экологический контроль ведут три лаборатории центра охраны окружающей среды в Иркутске, Вихоревке и Северобайкальске. «По крайней мере, сейчас никаких нареканий со стороны надзорных органов, что существует факты ухудшения экологии из-за реализации проекта по модернизации БАМа и Транссиба нет. С учётом того, что холдинг сегодня совместно с надзорными органами ведёт всю работу, включая проектно-сметную документацию, получение соответствующих разрешений, где это необходимо, я не ожидаю критического ухудшения экологической ситуации. Понятно, что появление третьего пути приведёт к определённым дополнительным выбросам CO2 и так далее, но не думаю, что это будет критичным для данной рекреационной зоны. Там все нормативы и предельно допустимые нормы будут соблюдены», — резюмирует президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. Перегон Слюдянка I — Слюдянка II располагается перед сложным и грузонапряжённым горно-перевальным участком магистрали Большой Луг — Слюдянка. После окончания работ в районе станций планируется продолжить расширение на участке со сложным горным серпантином по направлению к югу Байкала.